diana_spb (diana_spb) wrote,
diana_spb

Часть последняя. Гроты Фрасасси, крабики и отъезд

Тринадцатый день. С утра - просто отдыхаю. Купалась, море спокойное. По дну бегают крабики, боишься наступить. Впрочем, они проворные, чуть что - в песок. После завтрака схватила фотоаппарат и побежала щёлкать крабов - шиш, народу набежало много, крабы попрятались. Надо завтра до завтрака их застать. Пощёлкалась так с соседкой, поплавала и пошла гулять, а она осталась загорать - что не люблю, то не люблю.
---
Если сразу пойдёшь гулять, потом от прогулки усталости никакой. А сегодня я решила после пляжа посидеть в кафе, съесть мороженое, понабирать, потом встала - чувствую, устала, сиеста, купила фруктов закусить перед экскурсией, и в результате сегодня у меня самый малоподвижный день. А съела уже больше, чем вчера, да и на ужин попаду.

Тринадцатый день. Гроты Фрасасси
На автобусе 2 часа. Ближе к финишу собирают по десятке за вход - оказывается, это не входит в первоначальную стоимость. Не то, что жалко (я бы согласилась сразу на 25), как-то глупо себя чувствуешь от такой разводки. Ещё могли бы предупреждать, что в гротах +14, надо утепляться. Стоят ли гроты всех этих мелких неудобств? Конечно! После бесконечных тысячу раз переложенных каменюк здорово посмотреть на подлинное чудо природы.

Пещеры были открыты в 70-х. Может, кому-то сталактиты и сталагмиты не в диковинку, но я никогда такого не видела. Огромные подземные залы с природными колоннами - сказка. Можно найти тысячи фигурок, вспоминаются окаменевшие тролли - у кого как работает фантазия.

Если фантазии не хватает - экскурсовод назовёт прозвища самых приметных образований - мадонна спелеологов (тех, кто лазает по пещерам), зал щенков и т.д.

Фотографировать нельзя. То ли боятся вспышек, то ли не хотят мешать бизнесу 7 евро за фото. Брали бы за разрешение на съемку, хотя бы без вспышки, и видео - больше бы заработали. У нас по Золотому кольцу и монастырям севера сплошь и рядом такое. В общем, я контрабандой сделала несколько фото без вспышки, в ручном режиме, часть смазано, но есть вполне ничего - я старалась упираться рукой в ограждение.

Едва ли фотографирование может повредить гротам больше, чем толпа туристов с экскурсоводами, я уже не говорю о работах по прокладке асфальтовых дорожек с периллами. Конечно, просят не трогать сие чудо и, конечно, нарушителей достаточно, чтобы на колоннах по пути на уровне досягаемости остались следы. Самый впечатляющий зал - самый первый и большой, "Анкона".

Надеюсь, не простыла. Вечером выпью вино.
---
Море вечером грязное, я походила по воде у берега и вышла. Надеюсь, с утра будет чище.
Недалеко от отеля - маленькая заброшенная вилла. Видно, в своё время была шикарная, но как понастроили отелей, понаехало народу, так богатые отдыхающие слиняли, другим не по средствам, её не переоборудовали, вот и разрушается. Наверное, снесут и построят большой отель, а пока там живут две несчастные большие собаки. Может, у их породы просто морда такая, но как смотришь на забор с надписью: "Не кормить собак! Болеют! (по-английски с ошибкой, по-итальянски - "о них заботятся!")", становится их очень жалко.

Четырнадцатый день
С утра море нормальное, искупалась до завтрака и пощёлкала крабиков.

Вреднюки, когда просто шла по воде, сразу в песок зарываются. Засняла их парочку и решила сделать ролик, как они идут и раз - в песок. Хулиганы! Подхожу, включаю камеру (встроенная в фотоаппарате) - ноль эмоций. Подхожу близко, пугаю их тенью, рукой - не хотят! Почему, когда просто рядом идёшь (я им ведь и тогда ничего плохого не делала) - вжик?! Положила фотоаппарат, пошла купаться - один надо мной издевался, не спеша, как обычно, а с чувством, с толком и с расстановкой зарываясь в песок.
---
Что сказать о Римини? Тем, кто хочет просто отдохнуть на море, советую забыть о нём. Тем более с детьми - для них слишком шумно (но итальянцы полночи своих возят по улицам - даже совсем грудничков). Пезаро явно лучше, но и там та же лужа. Для любителей хорошего чистого моря наверное стоит предпочесть Хорватию - но я там не была. Меня устроило местоположение Римини как базы для путешествия. В принципе, сойдёт и как промежуточная остановка во время или после тура. Если не экономите каждый грош и в Римини хотя бы неделю, с пристрастием расспросите об отеле, и не верьте вракам о том, что для Италии трёшкик как двушник - это нормально. Просто русских здесь за баранов держат - зачем позволять такое свинство?
В Римини чувствуются остатки былого шика - виллы и отели, построенные в 50-60, что-то и раньше, теперь сиротливо затёртое большими отелями. Сам по себе такой отель или коттедж очень мил,

но смысл дорого жить на удалении от моря, до которого - шумные улицы и пара проезжих частей? Отели первой линии на солнцепёке и всё равно, в основном, зажаты между дорогами. Бассейны - вплотную к дороге. Ближе к центру всё как-то приличнее - нет трассы, отделяющей от моря, пляжи лучше оборудованы и поделены между отелями. Некоторые четвёрки расположены так, что диву даёшься, от моря отделены парковкой. На окраине строится комплекс - вот он выглядит многообещающе. Длинный ряд двухэтажных коттеджей в старинном стиле, между собой соединённые в отгораживающий кусок пляжа комплекс. Но стройка явно заброшена, наверное, денег не хватило. В Пезаро что отели, что коттеджи выглядят приятнее.
---
Нашла в Римини место, где делают фруктовый салат, только зачем-то сахарным сиропом его поливают.
----
Четырнадцатый день. Урбино-2
Второй раз съездила в этот милый городок. Сгоношила двух новых знакомых, и поехали втроём. Я надеялась с утра, но не получилось, увы. Так что второй заход получился на три часа - лучше двух, но всё равно мало.

Зашли в маленький музейчик со старинными нотными фолиантами, и гуляли по улицам. В Урбино есть университет, факультеты естественных наук, экономики, социологии, литературы. Мы зашли в жилые кварталы, поднялись на невысокую башню. Хорошо, что я уже ориентировалась, и дотащила своих спутниц до смотровой площадки. Там мы расслабились, пощёлкались, выпили по бокалу белого с водой и спокойно спустились к автобусу. Там как раз отходил экскурсионный, тот же, на котором я приехала неделю назад, с той же тёткой. Я спросила, не подбросят ли нас до Римини и почём - ха, захотела полную цену экскурсии - 12 евро с носа. У нас бы взяли десятку на троих и поделили пополам с шофёром. Мелочь, но там пятёрка, здесь пятёрка - автобус мы бы явно не обременили. Поехали мы обычным автобусом (с кондиционером, как всякий итальянский междугородний и доже междеревенский автобус), а билеты на поезд уже есть.
Моя экскурсионная программа подошла к концу. Завтра - последний день.

Пятнадцатый день. Отъезд
Всё не так просто. Трансфер в аэропорт у меня в 9 вечера, а номер требуют освободить в 10 утра. Ха, весь день на жаре без душа! Я искупалась, собралась и проторчала в номере до 11-15, потом пошла гулять. У меня попросили ключ, я в ответ потребовала ваучер, девушка махнула рукой, и я ушла. Вернулась к двум, когда явилась старшая, предъявила ваучер, где сегодняшне число указано как последнее, и пригрозила полицией. Я взяла копию ваучера, возмутилась, что меня целый день держат на жаре без душа, получила ответ в лучшем стиле советского сервиса - все ждут в холле (там сидела толпа молодых немцев, останавливавшихся на день-два), и отнесла вещи в комнату знакомой. Ей здесь ещё почти неделя, оставляю ей свой вентилятор и кучу путеводителей - не в Россию же волочить эту тяжесть, а человеку польза. Приеду домой - пойду выяснять отношения с агентством. А то наши люди слишком легко примиряются со свинским обращением. Пошла дальше гулять, подкрепляясь фруктовыми салатами.
Зашла на полчаса в Интернет кафе. Мало того, что цены, как в Турции (5 евро в час), так ещё и паспорт требуют, борцы с терроризмом хреновы.
---
В аэропорту - цирк, толпа, очереди, молодой служащий сочувственно говорит просвечиваемым и обыскиваемым: e dura, "строго" то есть. Я ему в ответ по-русски: "Вы даже не представляете, насколько дура".
Дома в 6 утра. Спала до 12. Завтра в 8 утра опять самолёт - двухдневная командировка в Москву. Вот и финита ла вакация.
Резюме
Я хотела путешествие - я его получила по полной программе. С отдыхом хуже - напрасно положилась на агентство, но с ним разборки ещё впереди.
Итак, где я была:
Римини, Сан-Марино, Сиена, Сан-Джеминиано, Флоренция, Урбино, Парма, Болонья, Пезаро, Венеция, Равенна, Модена, гроты Фрасасси.
Самое паршивое место - собственно Римини как курорт - если хотите как следует отдохнуть, избегайте эту помойку. Как база для путешествия сойдёт, но и то лучше брать Пезаро, возможно, другие районы вокруг Римини, где есть ж/д станции - Каттолика, Габбиче, Риччоне - но хорошенько поинтересуйтесь у бывавших там, придирчиво выбирайте отель и не верьте, что в Италии 3 звезды равны европейским двум - есть и нормальные трёшки.
Самый элегантный город, в том числе в мастерстве опустошения карманов - Флоренция,

самый затягивающий - Венеция,

самое уси-пуси - Урбино.

Русских не особенно удивишь величественной архитектурой, но маленькие городки-крепости у нас строились деревянными, а потому не уцелели, и каменные средневековые городки Италии вызывают просто щенячий восторг.

В плане ощущения свободы и знакомства со страной выбранный мной способ путешествия куда приятнее автобусного тура, но и значительно накладнее, да и язык желательно знать хоть чуть-чуть. Лучше всего – компании автомобилистов, так что кто готов сесть за руль в чужой стране – дерзайте!